Меню

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ЗАПОМИНАНИЯ

Этот простой и известный всем принцип, тем не менее используется очень редко и только для некоторых типов задач.

Как мы обычно готовимся к экзамену?

  • Нужно подготовиться к экзамену. Вы читаете конспект. Потом еще раз. И еще раз. И еще. Каждый последующий раз читается быстрее и легче. Вы радуетесь: подготовка продвигается.

  • ЧТО ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
    Информация начинает лучше узнаваться. Если вам нужно научиться быстро узнавать информацию - это хороший подход. Но если вам нужно воспроизводить информацию по памяти, то этот метод малоэффективен. А на экзамене вам придется ее именно воспроизводить.

Психологи провели эксперимент

  • Первой группе студентов прочитали лекцию. Затем повторно прочитали эту же лекцию еще 3 раза. Второй группе прочитали ту же самую лекцию всего один раз. После лекции их попросили за 15 минут написать как можно больше о том, что они усвоили. Через месяц устроили экзамен.

  • Каким был результат? Вторая группа сдала экзамен намного лучше первой, хотя вместо дополнительных 6 академических часов пассивного слушания они просто 15 минут активно вспоминали содержание лекции.

Наверняка вам знаком эффект сданного билета. Через пару лет билет, который сдавали устно, вы помните намного лучше, чем весь остальной материал, хотя готовились ко всем билетам одинаково (если, конечно, готовились и не списывали). Почему так происходит? Потому что именно на экзамене единственный раз за все время вы совершили правильное действие, направленное именно на запоминание.

Восприятие и воспроизведение - два слабо связанных между собой процесса. Если вам нужно запоминать информацию для последующего воспроизведения, тренировать нужно именно воспроизведение.

Алгоритм правильной организации запоминания

  • ЧИТАЕТЕ ТЕКСТ ИЛИ ЗАПОМИНАЕТЕ ДРУГУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОДИН РАЗ

  • СРАЗУ ЖЕ ПЫТАЕТЕСЬ ВОСПРОИЗВЕСТИ ЕЕ ПО ПАМЯТИ

  • ОТКРЫВАЕТЕ ТЕКСТ (ИЛИ ДРУГУЮ ИНФОРМАЦИЮ) И СВЕРЯЕТЕСЬ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ВОПРОИЗВЕЛИ

  • ИСПРАВЛЯЕТЕ ОШИБКИ И СНОВА ВОСПРОИЗВОДИТЕ ИНФОРМАЦИЮ ПО ПАМЯТИ

  • ПОВТОРЯЕТЕ П. 1-4 ДО ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО УРОВНЯ ТОЧНОСТИ

Большинство из нас использовало этот алгоритм при заучивании стихов. Прочитав отрывок 5-7 раз, вы закрывали текст и воспроизводили по памяти, подглядывая лишь в те места, где делали ошибки. Этот алгоритм был в разы быстрее бесконечных прочтений и позволял повторять именно то, что не запомнилось.

^